Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мировая торговля современная

Энциклопедия Кольера

Структура торговли. В международной торговле ведущую роль играют промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства. Около 80% экспорта из промышленно развитых стран направляется на рынки других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран. Очень крупные страны удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет внутреннего производства; объем внешней торговли в сравнении с объемом производства в США и странах бывшего СССР невелик. Однако влияние США на мировую торговлю весьма существенно ввиду огромного объема производства товаров и услуг. В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10% до 20% совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40%. Объем внешней торговли развивающийся страны зависит от того, специализируется ли она на экспорте отдельного товара или пытается развивать многоотраслевое хозяйство. Так, Турция, относящаяся ко второй категории стран, экспортирует лишь 5% от общего объема производства. Из большинства стран с ярко выраженной специализацией экспортируется около половины общего объема производства, а Саудовская Аравия, специализирующаяся на нефтедобыче, экспортирует 80% добываемой нефти. Однако, за исключением случаев специализации на производстве жизненно важных продуктов типа нефти, зависимость страны от реализации на мировом рынке одного единственного продукта связана с большим риском. Несмотря на это, в мире есть несколько стран, развитие экономики которых идет именно по такому пути.

Первичные и переработанные продукты. Доля первичных продуктов в совокупной стоимости мировой торговли упала с 60% в 1913 до менее 40% в 1975. В 1993 году 78% мирового экспорта приходилось на продукцию обрабатывающей промышленности, 9% - на минеральное топливо и родственные материалы, 9% составляли продукты питания, напитки и табак и 4% - сырье (исключая энергоносители). Около трети всех первичных продуктов, реализуемых на мировом рынке, до сих пор поступает из промышленно развитых стран. Некоторые из первичных продуктов, участвующих в международной торговле, отличаются высокой степенью стандартизации и нередко подразделяются на категории по типу или качеству. Такие товары могут продаваться и покупаться на товарных биржах в Чикаго, Лондоне или Нью-Йорке без предварительного осмотра и находиться в момент купли-продажи где-нибудь в пути. Другие товары, преимущественно продукция обрабатывающей промышленности, сильно варьируют как по качеству, так и по дизайну. Поскольку эта продукция не отличается высокой степенью стандартизации, цена не может служить основным ориентиром для покупателей.

Формирование торговых потоков. Хотя международные торговые потоки испытывают влияние цен, они не определяются исключительно ценами, а иногда цены не воздействуют на них вообще.

Колониализм. С конца 15 в. западноевропейские страны начали захватывать огромные территории в Северной и Южной Америке, Азии и Африке и управлять ими как колониями. С помощью таких средств, как знаменитый английский Закон о мореплавании (1651), колониальные державы стремились обеспечить исключительное или преимущественное право на торговлю со своими колониями. Подобные попытки редко приводили к большому успеху, и в 19 в. от них стали постепенно отказываться. Добившись независимости, бывшие колонии, естественно, стали проводить самостоятельную торговую политику. Тем не менее они нередко продолжали закупать продукцию своих бывших метрополий. В некоторых случаях причина заключалась в сохранении валютных блоков, таких как зона франка, которые лишали доступа к валютам, требующимся для оплаты товаров из других регионов. Однако свою роль сыграла языковая общность, а иногда просто отсутствие информации об иных источниках поставок. Дефицит информации постепенно восполнялся агрессивной маркетинговой политикой со стороны производителей.

Внешняя политика. Ее повороты также могут оказывать влияние на развитие внешней торговли. Франция, например, имела очень тесные экономические отношения с царской Россией накануне Первой мировой войны, в которой две страны выступали союзниками против Германии. Напряженность в дипломатических отношениях, например между США и СССР с 1946 по 1990, как правило, не способствует развитию торговли.

Иностранные инвестиции. Когда фирмы одной страны вкладывают капитал в экономику другой страны или банкиры одной страны предоставляют кредиты заемщикам в другой стране, это обычно способствует установлению более тесных контактов между предпринимателями обеих стран и, следовательно, развитию торговли между ними. Влияние иностранных инвестиций, однако, носит противоречивый характер, так как многие люди, особенно в развивающихся странах, выступают против обратного вывоза прибылей и капитала.

Многонациональные корпорации. Высокие расходы на научные исследования и разработки, ставшие в наше время характерной чертой производства многих промышленных товаров, обычно способствуют формированию крупных экономических организаций. Эта тенденция привела к появлению многонациональных (или транснациональных) корпораций, владеющих предприятиями в нескольких странах. На протяжении 1960-1970-х годов многонациональные корпорации активно развивали международное разделение труда. Они получали доступ к дешевым людским и природным ресурсам, производя отдельные компоненты продукции в различных странах. Значительная часть международной торговли многонациональных корпораций приходится на внутреннюю торговлю между различными филиалами одной корпорации. Многонациональные корпорации действуют во всем мире, как в развитых, так и в развивающихся странах. Часто выдвигается обвинение, что устанавливаемые многонациональными корпорациями трансфертные цены, по которым производятся поставки продукции одним филиалом другому, являются объектом манипулирования с целью перемещения прибыли в страны с низкими ставками налогов. Движение денежных средств, сопровождаемое их переводом из валюты в валюту, вполне способно повышать или понижать валютные курсы, а иногда и приводить к падению конкурентоспособности товаров той или иной страны или истощению резервов ее центрального банка. Кроме того, размещая свои предприятия в развивающихся странах, многонациональные корпорации навлекают на себя обвинения в том, что они, с одной стороны, способствуют падению уровня занятости в промышленно развитых странах, а с другой - эксплуатируют рабочих из стран "третьего мира". Многонациональные корпорации обвиняются также в политических злоупотреблениях, особенно в подкупах. Вместе с тем, порождая эти проблемы, они несомненно способствуют распространению технологий и управленческого опыта и повышению уровня занятости в развивающихся странах.

Монополии. Некоторые виды продукции можно получить лишь из очень ограниченного числа источников. Монополии такого рода создают условия для манипулирования ценами, однако лишь в известных пределах, поскольку стремительный рост затрат потребителей продукта стимулирует поиск товаров-заменителей. Подобные национальные монополии могут основываться на естественных условиях, таких как исключительное владение месторождениями определенных ископаемых или землей необычного плодородия; однако в основе некоторых из них лежит технологический опыт. Международные соглашения, естественно, защищают исключительные патентные права на изобретения лишь в течение ограниченного периода времени. Однако часто удается сохранять технологическую монополию благодаря высоким расходам на научные исследования и, следовательно, необходимости массового производства или овладения комплексным производственным процессом.

Картели производителей. Даже если компании из целого ряда стран экспортируют одинаковую продукцию, они вполне способны организовать групповую монополию, объединившись в картель, при условии, что производимая ими продукция обладает высокой ценностью и не имеет приемлемых заменителей. Картель может попытаться фиксировать цены путем соглашения между его членами. Среди всех товаров лишь алмазы ювелирного качества полностью соответствуют указанным критериям, поэтому единственный картель производителей, преуспевший в контроле над ценами, это алмазный картель, управляемый гигантской южноафриканской фирмой "Де Бирс консолидейтед". В 1970-х годах много обвинений выдвигалось против Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), в связи с резким повышением цен на нефть, однако снижение цен в 1980-х годах показало ошибочность распространенных мнений.

Экономические блоки. На структуру торговли оказывают влияние и специальные договоренности между странами, такие как соглашения о зонах свободной торговли или таможенных и валютных союзах. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), образованная в 1948, создала механизм проведения консультаций между промышленно развитыми странами. 15 западноевропейских стран установили между собой более прочные связи и в 1958 объединились в Европейский союз (ЕС). ЕС - это нечто большее, чем просто таможенный союз: он обеспечивает свободное перемещение рабочей силы и капитала и проведение общей политики по многим другим экономическим вопросам. Управляемый находящейся в Брюсселе многонациональной комиссией, ЕС обладает выраженными наднациональными и квазиполитическими чертами. В отличие от него, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) ставит перед собой более ограниченные цели. В 1949 социалистические государства (преимущественно европейские) создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). После того как стало ясно, что малые страны Восточной Европы, особенно Чехословакия и Венгрия, сильно зависевшие от внешней торговли, столкнулись с большими трудностями в практическом следовании первоначальной советской доктрине национальной экономической независимости, или "автаркии", значение СЭВ существенно возросло. Многие из проводимых в 1960-х годах в социалистических странах экономических реформ были направлены на восстановление нормальных внешнеторговых отношений и "привязывание" внутренних цен к мировым. СЭВ мало чем мог способствовать достижению этих целей, однако он пытался планировать разделение экономической деятельности между странами-членами и вводить ограниченную взаимную конвертируемость их национальных валют. После краха коммунистических режимов в странах Восточной Европы в 1989-1991 существование СЭВ утратило смысл, и в июне 1991 он был распущен. Европейскому примеру последовали латиноамериканские страны, которые организовали Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), позднее трансформированную в Ассоциацию латиноамериканской интеграции (АЛАДИ), и малые страны Карибского бассейна, учредившие Центральноамериканский общий рынок. Однако далеко не очевидно, что две эти ассоциации принесли большую пользу их членам. По политическим причинам прекратилось институционально оформленное экономическое сотрудничество между несколькими странами Восточной Африки - Кенией, Танзанией и Угандой. С зонами свободной торговли и таможенными союзами в "третьем мире" связывались большие надежды на расширение рынков для продукции бедных стран, что позволило бы им развивать новые отрасли и воспользоваться экономией от масштабов производства. Однако до сих пор эти надежды так и не оправдались.

ПРЕПЯТСТВИЯ ТОРГОВЛЕ

Предпосылки протекционизма. Мысль о том, что мировая торговля наносит развивающимся странам в целом ущерб, достаточно сомнительна, так как их способность оплачивать импорт за счет поступлений от экспорта устойчиво возрастает. Конечно, все еще можно утверждать, что промышленно развитые державы получают больше выгод от международной торговли, чем развивающиеся страны. Однако и это утверждение небесспорно, поскольку наиболее выигравшими от международной торговли естественно считаются те страны, в которых без этой торговли внутренние цены оказались бы значительно выше мировых. Как правило, таковыми являются развивающиеся и малые страны, ибо мировые цены в основном определяются внутренними ценами крупных развитых стран. Кроме того, торговля выгодна странам с небольшой экономикой своим т.н. "демонстрационным эффектом": население этих стран знакомится с новыми товарами, и появляется желание их приобретать, а затем и производить. Кроме того, развивающиеся страны могут немедленно приступить к выпуску наиболее выгодных товаров с использованием новейших методов, если располагают достаточным капиталом и рабочей силой, обладающей соответствующей квалификацией. В старых же промышленных государствах ставшие привычными изделия и методы производства превращаются в оковы прогресса. Рабочие здесь в значительной мере утратили желание менять профессию и способность быстро перемещаться в другие регионы, приспосабливаясь к меняющимся условиям. Япония оказалась в состоянии бросить вызов промышленному господству стран Запада именно потому, что не страдала их недостатками. Она начинала с производства текстиля и другой дешевой продукции, однако затем перешла к выпуску электронного оборудования, судов и автомобилей. Многим промышленно развитым странам, однако, пришлось пережить немало трудностей в процессе перехода от выпуска устаревшей и неконкурентоспособной продукции к развитию новейших наукоемких отраслей. В конце концов такой переход, разумеется, произошел. Процесс обновления устаревшей структуры промышленного производства обычно происходит чрезвычайно болезненно и порождает долговременные проблемы. Страны, которые осуществляют подобные перемены в производстве как насущную необходимость и экспортируют дешевые товары, часто обвиняются в "демпинге", или продаже товаров по ценам ниже оптовых цен своего внутреннего рынка с целью подрыва конкуренции. (В случае доказанности подобных обвинений страна-импортер имеет право, в соответствии с принятым в 1968 антидемпинговым кодексом, ввести специальные антидемпинговые тарифы. Однако обвинения в демпинге обычно оспариваются.) В действительности наводнившие мировой рынок дешевые товары из отдельных стран - текстиль из Гонконга, Тайваня, Индии, Пакистана и Южной Кореи, телевизоры и автомобили из Японии или суда из Южной Кореи - нередко свидетельствуют о наличии у этих стран подлинных конкурентных преимуществ. Тем не менее подобный экспорт наносит серьезный урон традиционным отраслям производства в других странах, грозя рабочим потерей мест, а городам - уменьшением населения.

Протекционистские меры. Многие страны пытаются ограничивать импорт, чтобы защитить от конкуренции отечественную промышленность. Для этого используются многочисленные меры, имеющие различные эффекты.

Тарифы. Наиболее обычная протекционистская мера - тарифы, или таможенные пошлины - представляет собой налоги на импортные товары, выраженные в процентах от их стоимости (стоимостные) либо в виде фиксированного сбора с единицы товара безотносительно к его стоимости (специфические). Такие налоги поступают в казну и используются на покрытие государственных расходов, однако они, как правило, не вводятся исключительно в целях пополнения бюджета. Повышая цены на товары, поступающие из-за рубежа, тарифы помогают национальным производителям с более высокими по сравнению с иностранными соперниками издержками производства успешно конкурировать с ними на национальных рынках. Объем производства и занятость в защищенных отраслях повышаются за счет сокращения импорта, что способствует улучшению торгового баланса страны. Кроме того, потребление в стране продукции защищенных отраслей обычно падает, поскольку она является более дорогой. В результате происходит перераспределение дохода от потребителей к национальным производителям. Что же касается мирового хозяйства в целом, то конечным результатом протекционизма становится сокращение объема торговли и, как следствие, снижение эффективности использования ресурсов и падение уровня жизни. Иногда тарифы в действительности оказываются выше, чем это кажется на первый взгляд. Предположим, что какой-то продукт производится только в двух странах. Для его производства обе страны по одинаковой стоимости закупают необходимые импортные материалы; затраты на эти материалы составляют половину конечной цены товара на внутреннем рынке. Другая половина цены внутреннего рынка представляет собой стоимость, добавленную в процессе производства. Одна из этих стран ввела тариф на импорт данного товара из другой страны в размере 10% от его цены. Однако принявшая протекционистские меры страна фактически облагает налогом добавленную стоимость в товаре конкурента по "реальной" ставке 20%; ставка тарифа в 10% является всего лишь "номинальной". Естественно, национальные производители этой страны не упустят возможности поднять цену на свою продукцию на величину, равную 20% от добавленной стоимости.

Квоты. Это гораздо более жесткая по сравнению с тарифами протекционистская мера. Вместо непосредственного удорожания импорта (объем которого при этом сокращается лишь опосредованно, в результате падения эффективного спроса) квоты предполагают установление прямых количественных ограничений на импорт определенных товаров. Иностранные производители уже не могут улучшить свои конкурентные позиции за счет снижения цен. Кроме того, при установлении квот (и это - еще одно их отличие от тарифов) в результате ограничения объема импорта должно сокращаться и число импортеров. Фирмы, обеспечившие себе право на импорт при таких обстоятельствах, получают добавочную прибыль, так как в результате введения квот возникает дефицит квотируемых товаров, и цены внутреннего рынка на них превышают мировые. Таким образом, квотирование часто ведет к коррупции, поскольку чиновникам, распределяющим импортные лицензии, могут предлагаться взятки. Иногда страны-экспортеры вводят "добровольные квоты" на экспорт своих товаров, стремясь отсрочить или предотвратить принятие протекционистских мер со стороны стран-импортеров. Обычно добровольные квоты вводятся под давлением стран-импортеров, которые, как правило, оправдываются тем, что страны-экспортеры, в частности Япония, не открывают своих границ для импорта.

Субсидии. Тарифы и квоты устанавливаются странами-импортерами с целью ограждения национальных рынков от конкуренции с товарами иностранного производства. Однако, если производимая в стране и идущая на экспорт продукция начинает терять конкурентоспособность, тарифы и квоты оказываются бесполезными. В таких случаях государство иногда помогает национальным производителям укрепить конкурентные позиции, дав им возможность продавать товары на мировом рынке по ценам ниже фактических издержек производства. Подобные меры позволяют увеличить объем экспорта, однако, поскольку такое наращивание объема носит искусственный характер, конечным результатом становится нерациональное использование ресурсов.

Валютный контроль. Протекционизм может осуществляться и с помощью контроля за валютными операциями. Одной из мер валютного контроля является введение множественных валютных курсов, когда обмен валюты для оплаты различных товаров производится по разным курсам: в результате сдерживается импорт тех товаров, оплата которых требует обмена валюты по самому невыгодному курсу.

Косвенные торговые барьеры. После снижения (а в ряде случаев и отмены) тарифов в 1960-х годах стало очевидно, что в роли торговых барьеров могут выступать меры, специально не предназначенные для этой роли. К таким барьерам относятся таможенный режим, классификация и оценка стоимости товаров, технические стандарты и санитарные требования, транспортная политика, политика государственных закупок, субсидирование экспорта и потребления продукции местного производства, а также налогообложение. Требование продолжительного хранения импортных товаров на границах страны или иные правила, повышающие цену товаров, - такие, как более высокая плата за транспортировку импортных товаров, политика государственных закупок преимущественно у национальных производителей, и налоги на товары, произведенные за рубежом, - ограничивают международную торговлю. Ссуды экспортерам под процентную ставку ниже нормальной фактически означают экспортные субсидии.

Обоснования протекционизма. Большинство специалистов полагает, что общий баланс экономических аргументов говорит в пользу свободной или, по крайней мере, более свободной торговли. Однако широкое распространение получили два экономических обоснования протекционизма в особых ситуациях: доводы в пользу поддержки нарождающихся отраслей и в пользу установления оптимального тарифа.

Нарождающиеся отрасли. Первый министр финансов США (1789-1795) Александр Гамильтон и немецко-американский экономист 19 в. Фридрих Лист разработали теоретическое обоснование протекционизма в отношении нарождающихся отраслей производства. Гамильтон и Лист подчеркивали, что даже в тех случаях, когда страна не может производить какой-либо товар с меньшими по сравнению с конкурентами издержками, она в состоянии наладить и развить его производство, возведя защитный барьер из тарифов и квот. Тем самым выигрывается время для приобретения рабочими необходимого производственного опыта и расширения капиталистами производства до уровня, достаточного для достижения экономии от масштабов. Согласно ее защитникам, подобная политика не только идет на благо практикующей протекционизм стране, но и служит интересам всего мира в целом. Справедливость подобных доводов неоднократно оспаривалась. Даже если фундаментальная предпосылка - желательность выигрыша времени для национальных производителей - правильна, из нее не следует неизбежность протекционистских мер. По мнению некоторых экономистов, государству вместо ограждения неопытных национальных производителей от иностранной конкуренции следовало бы субсидировать укоренившиеся экспортные отрасли и поддерживать конкурентоспособность их продукции за рубежом, пока они будут учиться снижать издержки и расширять производство.

Оптимальные тарифы. Еще одно обоснование протекционизма, построенное на доводах в пользу оптимальных тарифов, оправдывает существование особой разновидности таможенных пошлин: пошлину, взимаемую страной-экспортером (а не импортером) с экспортируемых (а не импортируемых) товаров. Сторонники этой точки зрения утверждают, что, если какой-то товар производится главным образом в одной стране, национальное преимущество этой страны - хотя и не являющееся преимуществом для мира в целом - может быть реализовано путем введения экспортного тарифа, уплачиваемого теми, кто импортирует товар. При условии контроля над производством государство способно достичь этой цели простым повышением цены. Подобная политика может проводиться и группой государств, объединившихся в картель. Однако другие страны, в свою очередь, постараются принять аналогичные меры, особенно если они являются монополистами в поставках каких-либо товаров. В результате всех этих действий может пострадать международная торговля в целом. К протекционизму прибегают не только в тех случаях, когда есть основания для защиты нарождающихся отраслей или введения оптимальных тарифов. Протекционистские меры нередко становятся результатом националистических настроений или служат интересам отдельных групп производителей, принося вред применяющей их стране.

Полезные сервисы